Советы дефектолога

Речевая азбука для родителей воспитанников

24.01.2022

Консультация для родителей

Артикуляционная гимнастика это гимнастика для губ, языка, нижней челюсти. 

Научите малыша перед зеркалом открывать и закрывать рот, поднимать вверх язык, делать его широким и узким, удерживать в правильном положении.

Быстрая речь неприемлема в разговоре с ребенком. Говорите ясно, четко, называя предметы правильно, используя как «детские», так и «взрослые» слова ( Это машина би-би. А вот собака — ав-ав!). Не позволяйте малышу говорить быстро.
Всегда рассказывайте ребенку о том, что видите. Помните, что если для вас все окружающее знакомо и привычно, то малыша со всем, что нас окружает, нужно познакомить. Объясните ему, что дерево растет, цветок цветет, зачем на нем пчела. От вас зависит, будет ли развитым ваш малыш.

Главные вставляющие красивой речи: правильность, четкость, внятность, умеренные темп и громкость, богатство словарного запаса и интонационная выразительность. Такой должна быть ваша речь.

Дыхательная гимнастика важна в становлении речи. Чтобы выработать воздушную струю, необходимую для произнесения многих звуков, научите ребенка дуть тонкой струйкой на легкие игрушки, шарики, кораблики на воде (щеки раздувать нельзя!).
Если ребенку исполнилось 3 года, он обязательно должен уметь говорить фразами. Отсутствие фразовой речи говорит о задержке речевого развития, а отсутствие слов в З года — о грубых

Нарушениях общего развития.
Жесты дополняют нашу речь. Но если малыш вместо речи пользуется жестами, не пытайтесь понимать его без слов. Сделайте вид, что не знаете, чего он хочет. Побуждайте его просить. Чем дольше будете понимать «жестовую» речь ребенка, тем дольше он будет молчать.
«Золотая серединка» — вот к чему надо стремиться в развитии ребенка, т.е. к норме. Присмотритесь к малышу. Отличается ли он от сверстников? Не перегружайте его информацией, не ускоряйте его развитие. Пока ребенок не овладел родным языком, рано изучать иностранный (не зря в двуязычных семьях очень часто у детей наблюдается общее недоразвитие речи!).
Иллюстрации в детских книгах, соответствующих возрасту ребенка, — прекрасное пособие для развития речи. Рассматривайте с ним иллюстрации, говорите о том что (кто?) изображен на них; пусть малыш отвечает на вопросы: где? кто? какой? что делает? какого цвета? какой‚ формы? Ставьте вопросы с предлогами за, под, над и др.
Критерии, по которым можно оценить речь ребенка, родители должны знать. Например, нормы звукопроизношения таковы:

З—4 года — [с], [з], [п] уже должны правильно произноситься;
4—5 лет — [ш], [щ], [ч], [ж];
5—6 лет — [л];
до 6—7 лет допускается замена самого сложного звука [р] более простым звуком или его отсутствие в речи.

Леворукость — не отклонение, а индивидуальная особенность человека, заложенная во внутриутробном периоде, и не приемлет переучивания. Это может привести к возникновению неврозов и заиканию.
Мелкая моторика — так обычно называют движения кистей и пальцев рук. Чем лучше развиты пальчики, тем лучше развита речь. Поэтому стремитесь к развитию мышц руки малыша. Пусть сначала это будет массаж пальчиков, игры типа «Сорока, сорока...», затем игры с мелкими предметами под вашим контролем, шнуровки, лепка, застегивание пуговиц и т.д.
Нельзя заниматься с ребенком, если у вас плохое настроение. Лучше отложить занятие и в том случае, если малыш чем-то расстроен или болен. Только положительные эмоции обеспечивают эффективность и высокую результативность занятия.

Общее недоразвитие речи (ОНР) часто встречается у тех детей, которые заговорили поздно: слова — после 2 лет, фраза — после З. Можно говорить об ОНР, когда у ребенка недоразвитие всех компонентов речи: нарушено звукопроизношение, ограничен словарный запас, плохо развит фонематический слух, нарушен грамматический строй речи.

Подражание свойственно всем малышам, поэтому старайтесь, по возможности, ограничивать общение ребенка с людьми, имеющими речевые нарушения (особенно заикание!).
Режим дня очень важен для маленького ребенка, особенно гиперактивного. Постоянное перевозбуждение нервной системы, недостаточный сон приводят к переутомлению, перенапряжению, что, в свою очередь, может вызвать заикание и другие речевые расстройства. Если малыш плохо спит, у изголовья можно положить саше (мешочек) с корнем валерианы. Можно использовать также натуральные масла, обладающие успокаивающим действием.

Соска вредна, если малыш сосет ее долго и часто. Во-первых, у него формируется высокое (готическое) нёбо, которое влияет на формирование правильного звукопроизношения. Во-вторых, соска мешает речевому общению. Вместо произношения слов ребенок общается при помощи жестов и пантомимики.
Только комплексное воздействие различных специалистов (логопед, врач, воспитатели, родители) поможет качественно улучшить или исправить сложные речевые нарушения — заикание, алалию, ринолалию, ОНР, дизартрию.

Умственное развитие неотделимо от речевого, поэтому, занимаясь с ребенком, нужно развивать все психические процессы: мышление, память, речь, восприятие.
Фольклор — лучший речевой материал, накопленный народом веками. Потешки, поговорки, скороговорки, стихи, песенки развивают речь детей и с удовольствием ими воспринимаются. Скороговорки развивают дикцию. Но сначала их нужно произносить в медленном темпе, перед зеркалом, четко проговаривая каждый звук, затем темп увеличивать.
«Хорошо устроенный мозг лучше, чем хорошо наполненный» — эту истину провозгласил еще М. Монтень. Информация, которая сообщается ребенку, должна соответствовать его возрасту и способностям.

Цветы (ромашки, одуванчики и др.) можно использовать для развития речевого дыхания. Предлагая ребенку дуть на одуванчик (не раздувая щеки!), вырабатываем направленную воздушную струю; понюхать ромашку — вырабатываем речевое дыхание: вдох носом, выдох ртом («Ах, как пахнет!»). Внимание! Детям с аллергией эти упражнения противопоказаны!
«Часики» — упражнение для развития подвижности языка. Ребенок смотрит в зеркало, рот открыт, язычок тонкий и острый выглядывает изо рта. Взрослый задает ритм: «Тик-так, тик-так!», а ребенок качает языком из стороны в сторону. Скорость можно менять в зависимости от того, как легко ребенок выполняет это упражнение.

Шепотной речи тоже нужно учить. Ребенку тяжело менять силу голоса. Следите за тем, чтобы малыш не перенапрягал голосовые складки. Крик противопоказан всем, а особенно детям 10—12 (!) лет, так как их голосовые складки находятся в стадии формирования.
Щетка (любая), используемая для массажа ладошек, стимулирует развитие мелкой моторики, повышает тонус мышц рук и пальцев. Зубная щетка поможет очистить язык, а также повысить тонус его мышц.

«Эхо» — игра, способствующая развитию умения менять силу голоса. Вы произносите громко любое слово, ребенок повторяет несколько раз, понижая силу голоса.
Юла, елка, еж, яблоко — эти слова начинаются с йотированных гласных, сложных для произношения. Обратите на них внимание, они состоят из двух звуков:
[ю] = [й] + [у];
[я] = [й] + [а];
[ё] = [й] + [о];
[е] = [й] + [э].
Язык — орган артикуляции. Научите ребенка перед зеркалом поднимать и опускать язык, делать его широким, узким, достаточно 10—15 мин. ежедневных занятий артикуляционной гимнастикой, чтобы у малыша не было проблем с произнесением звуков.

свернуть

Речевая подготовка детей к школе в семье

24.01.2022

Консультация для родителей

Каждый из родителей, провожая своего ребенка в первый класс, надеется на то, что он будет учиться успешно.

 Если же эти надежды не оправдаются. То причину неудач обычно начинают искать непосредственно в школе: в условиях обучения ребенка, в отношении к нему учителя, в «неудачных » одноклассниках и т.п..Мысль родителей при этом, как правило, уже не возвращается к дошкольному возрасту, хотя именно в нем чаще всего и бывают заранее запрограммированы все возникающие в дальнейшем школьные проблемы. И одной из важнейших причин возникновения этих проблем является отставание ребенка в речевом развитии. Такое отставание может проявляться в бедности словарного запаса, в неточном понимании значений многих слов, в неумении грамматически правильно соединять слова между собой (ошибочное употребление их окончаний), в дефектах звукопроизношения, выражающихся в полном отсутствии некоторых звуков в речи ребенка или в заменах одних речевых звуков другими и пр. К сожалению, все эти признаки речевого недоразвития ребенка- дошкольного возраста чаще всего не привлекают к себе внимания неспециалистов, поскольку и при наличии таких отклонений ребенок все же имеет возможность достаточно свободно пользоваться речью.

Однако в период школьного обучения, когда к речи начинают предъявляться гораздо более высокие требования, ребенок с недостаточным уровнем речевого развития оказывается в очень сложном положении. Так, например, бедность словарного запаса и неточность понимания значений многих слов, неумение чувствовать их смысловое родство не позволяют овладеть ему многими грамматическими правилами. В частности, ребенку с бедным словарным запасом бывает просто не из чего подбирать проверочные слова при изучении грамматических правил. Например, дети не улавливают смыслового различия между такими словами, как «лес» и «лиса», «горит» и «гора», «столица» и «сталь» и поэтому допускают ошибки на письме из- за неправильного подбора проверочных слов. И корни всех этих трудностей нужно искать не в характере школьного обучения, а в несформированности речи ребенка в период его дошкольного развития.

Результатом недостаточной готовности (недостаточной зрелости) ребенка к началу школьного обучения является возникновение у некоторых детей специфических ошибок письма, не связанных с грамматическими правилами
( например, пропуски или замены букв на письме, неправильное начертание букв
и т.п.).

Успешное овладение чтением и письмом возможно только при достаточном уровне развития у детей психофизиологических компонентов, являющихся необходимыми предпосылками готовности к овладению письменной речью. Так, исследования ученых доказывают: для нормального протекания процессов чтении письма необходима сохранность и полноценное функционирование центральных и периферических отделов оптической, моторной, акустической и других анализаторных систем, их координированная работа.
Игры и упражнения, которых можно использовать для развития предпосылок готовности к овладению чтением и письмом у дошкольников старшего дошкольного возраста (их можно проводить в удобное время для детей и в любой форме).

Для развития слуховых функций важно использовать игры, задания типа: «Угадай, кто это», « Где позвонили ?», «Часовой», « Жмурки с голосом», «Тихо- громко», «Улавливай шепот». У детей необходимо развивать чувство ритма, предполагая им повторять (хлопками, отстукивание) ритмический рисунок, сравнивать серии ударов, предъявляемые последовательно. Таким образом, развивается и речевое, и неречевое слуховое восприятие ребенка.

Для развития фонематического восприятия детей учат сравнивать простые фразы, выделять и запоминать определенные слова в ряду других ( сходных или различных по звуковому составу), подбирать картинки, соответствующие словам, которые начинаются на заданный звук, различать отдельные звуки сначала в ряду других звуков, затем в слогах и словах ( сходных и различных по звуковому составу).

Дети должны научиться различать слова, близкие по звуковому составу, но разные по смыслу.
Развитие зрительно- пространственных функций с целью профилактики нарушений чтения и письма должно быть направлено на формирование знания «телесной схемы», умения анализировать предмет и его изображение, соизмерять, составлять картинки, разрезанные на части, конструировать по образцу и по представлению, видеть графему и ее точное расположение, различать элементы букв и сами буквы, имеющие одинаковые элементы начертания, дописывать элементы букв и т.д.. Для этого детям предлагаются задания типа: «Назвать предметы по их контурам», «Назвать и дорисовать предметы», «Назвать перечеркнутые изображения», «» Выделить предметные изображения, наложенные друг на друга», «Определить, что неправильно нарисовал художник», «Подобрать картинки к определенному цветовому фону» ( детям предлагают «лужайки» разного цвета: красного, зеленого, желтого, синего, а также картинки с изображением предметов разного цвета: арбуза, огурца, листвы; цыпленка, репы, дыни; мака, помидора, клубники; сливы, василька, синей ленты; дается задание положить картинки на свою «лужайку» и т.п.). Кроме того, нужно учить детей находить недостающую часть предмета, отгадывать, какой игрушки или предмета не стало (игры типа «Что пропало?», «Что прибавилось?», «Сделай, как было»).

Состояние зрения, регуляция зрительно- моторной активности, поле зрения (целостность, широта, разносторонность), острота зрения, глазомер играют важную роль в развитии зрительного восприятия. Важно подчеркнуть: необходимо соблюдать гигиенические требования (должный уровень освещенности рабочего места, правильное определение длительности непрерывной нагрузки на глаза и т.д.) с целью профилактики нарушений физического состояния зрении у детей.

Двигательное развитие детей включает формирование крупной и мелкой моторики. Развитие общей двигательной умелости (двигательная память, переключаемость движений и самоконтроль при выполнении двигательных проб, произвольное торможение, статическая и динамическая. А также пространственная координация движений) подчиняется закономерностям, характерным для формирования любого двигательного навыка. Положительным фактором при овладении графикой письма является правильно организованная физкультурно-оздоровительная работа.

Подготовке руки к овладению письмом способствуют занятия рисованием лепкой, аппликацией, также работа с различными материалами: бумагой, тканью, проволокой (поделки из них), Такие занятия развивают мелкую мускулатуру пальцев, благодаря чему рука ребенка становится более гибкой и послушной. Дети овладевают навыками и умениями работы с карандашом, кистью, ножницами, стекой, развивают содружественные движения обеих рук, руки и глаза. Выработке нужных для письма качеств движений руки (ритмичность, размеренность, неторопливость, равномерность нажима, регуляция размаха и т.п.) помогает раскрашивание карандашами книжек- раскрасок (можно отбирать картинки и некрупными изображениями).
Эффективным приемом формирования тактильной и кинестетической чувствительности пальцев рук является пальчиковый бассейн- коробка, наполненная сыпучим наполнителем, который имеет необычную текстуру, например, манной или гречневой крупой, горохом, рисом, фасолью. С помощью этого приспособления можно учить детей находить предмет и определять его форму без подключения зрительного анализатора, управлять движениями пальцев и кистей рук, развивать кинестетические ощущения, давая задания погрузить кисть в бассейн и принять заданное положение и др.

Развитию артикуляционной моторики способствуют игры, направленные на улучшение подвижности губ и языка, координации, точности выполнения, быстроты, плавности движений, способности к длительному удержанию статичной позы ( «Вкусное варенье», «Почистим зубки», «Лошадка», «Качели» и др.). важную роль в профилактике нарушений письменной речи играет также развитие кинестетических ощущений от положения органов артикуляции. Эти ощущения можно развивать в артикуляционных упражнениях без подключения зрительного анализатора, по инструкции («Закрой глаза и высунь язычок изо рта «лопаточкой»; теперь открой глаза и посмотри в зеркало- правильно ты сделал?)
Развитие устной речи с целью профилактики нарушений чтения и письма предполагает комплексную работу, направленную на формирование каждого компонента речи. Необходимо развивать все стороны динамической и просодической организации речи: формировать речевое и неречевое дыхание( произносить на едином выдохе длинную фразу, извлекать длительный звук из любо духового инструмента, поддувать пушинки, листики бумаги, не давая им упасть, и т.д.), учить регулировать способ дыхания ( следить за движением ворсинок ваты, поднесенной к носу, удерживать во рту воду максимальное время и т.п.), развивать ритмичность и выразительность речи, учить управлять тембром, силой и высотой своего голоса ( игры «Успокой куклу», «Эхо», «Перебежки»).

Развивая речь ребенка, важно помнить: опора на значение слова является весьма важной в работе с детьми дошкольного возраста. Подбирать задания для развития звукопроизношения, фонематических процессов, лексико- грамматического строя речи необходимо так, чтобы можно было решать несколько задач одновременно, например: «Придумай названия действий на заданный звук» (на звук «П» - прыгать плавать, пришивать, покупать т.д.)

С целью развития связной речи целесообразно обучать воспитанников составлять рассказы по одной картинке, по серии картинок, пересказывать прослушанный текст, составлять рассказ по картинке, нарисованный или самим, или товарищем по группе, учить пересказу методом составления рисуночного плана и рассказывания по рисункам и т.п.

В круг задач по развитию устной речи включается задача по подготовке детей к обучению грамоте в школе, а именно формирование осознанного отношения к языковой действительности. Необходимо учить детей определять количество слогов в слове, слов в предложении ( отбирать картинки, в названии которых имеется заданное количество слогов и звуков, находить место звука в слове, выкладывать на стол полоски по количеству слогов в слове слов в предложении и т.п.), произносить слитно слово, предложение, произнесенное взрослым по слогам. Важно знакомить детей с ударение, в том числе учить сравнивать слова , в которых перенос ударения приводит к « рождению» слова с другим значением ( например, кружки- кружки).

Развитие мыслительной деятельности и эмоционально- личностных особенностей поведения ребенка включает формирование его познавательной и эмоционально-волевой сферы. Выполнение заданий, названных выше, помогает активизировать все виды восприятия: зрительное, слуховое, кинестетическое и др. Работая с детьми дошкольного возраста, важно развивать такое качество восприятия, как произвольность ( или управляемость)

Литература:

1. Учебная программа дошкольного образования. Минск: Нац. Ин-т образования, 2019, 478с.

2. Парамонова, Л. Г. Логопедия для всех. 4-е издание. Питер, 2009, 416 с.

свернуть

Учите ребенка говорить правильно

24.01.2022

 Консультация для родителей

Может показаться, что речь маленького ребенка развивается как бы сама собой, независимо от участия взрослых.

На самом деле как раз наоборот. Прежде чем начать говорить, малыш учится понимать то, что говорят окружающие. Вслушиваясь в их речь, он постепенно накапливает запас отдельных слов, а затем и фраз. И сам начинает говорить только тогда, когда понимает обращенную к нему речь.

Обычно родители интуитивно находят приемы, облегчающие понимание речи окружающих. Показывая игрушки или какие- либо предметы, они называют их («Вот кукла», «Вот мячик») или предлагают ему показать, где часы, где машина, где стол. И в ответ на это большинство детей в возрасте примерно около года сами произносят первые слова «би- би», «мама», «папа». А к 2-м годам в их речи появляются первые фразы.

И надо, с самого начала, приучать ребенка внимательно относится к тому, как он говорит, точно выражать свою мысль, подбирая нужные слова. Если он ошибается, надо его поправить, изложив сказанное в правильной форме, и предложить ему повторить.

Считается- и справедливо,- что развитию речи способствует чтение ребенку книг. Но не ограничивайтесь только этим. Чтобы научить ребенка общаться, надо, рассказывая ему ту же сказку, вовлекать его в беседу, побуждать не только слушать , но и спрашивать, высказывать свое отношение к тому, о чем идет речь. И вообще не стоит слишком много читать ребенку до 2-3 лет, т.к. воспринимать читаемый текст ему гораздо труднее, чем рассказываемый.
К тому же, рассказывая, вы сможете наблюдать за реакцией ребенка и, если нужно, замедлить темп речи, изменить интонацию, прислушиваться к репликам ребенка, оценить их6 либо соглашаться с правильными высказываниями, либо уточнить неверное понятие.

Одновременно с усвоением речи у малыша должны сформироваться и навыки так называемого речевого поведения. А это значит, его надо приучать вовремя включаться в разговор, не перебивать собеседника, внимательно вслушиваться в содержание разговора, перестраиваться, когда меняется тема. Конечно, насколько успешно и быстро освоит он эти навыки, зависит от типа нервной системы, темперамента, характера ребенка. Но это во многом зависит и от того, какое влияние оказывает на ребенка взрослые, воспитывают ли у него выдержку, волю, умение вступать в разговор.

Если не следить за речью ребенка, не помогать постепенно ее осваивать, могут возникнуть различные дефекты, и в частности заикание.
У многих детей заикание появляется в период овладения фразой речью, т.е. в возрасте примерно от 2 до 4 лет. Часто это обусловлено тем, что для ребенка слишком сложна речь окружающих. Например, девочка спрашивает: «Мама, почему не все станции такие красивые, как это?» (речь идет о станции метро). Мама отвечает: « У каждой станции свое лицо». На что следует новый вопрос: «А какое лицо бывает у станции?» Переносный смысл слова «лицо» оказался непонятен ребенку. И тогда девочка захочет рассказать об увиденном, ей будет трудно подобрать слова быстро и точно. Она может начать запинаться. А запинание, запинки в речи ведут к заиканию.

У одних речь начинает изобиловать звуками или словами (и, а, э , ну, вот), а также паузами, незаконченными фразами. Например, на вопрос, где работает ее мама, 4-х летняя девочка отвечает: «Моя мама, вот…. Она вот… Работает…. Вот…. Она строит дома». Только с четвертой попытки девочке удается ответить на вопрос. Другие дети сразу начинают повторять слоги (па- па-параход) или звуки в слове (ппп-пойдем).
Появление в речи ребенка вставных звуков, повторение слогов или звуков в слове должно насторожить родителей. Ведь в дальнейшем заикание может приобрести стойкий характер. Может оно также периодически ослабевать и снова усиливаться под влиянием неправильного режима жизни, семейных конфликтов, свидетелем которых становится ребенок, страха перед наказанием, перенасыщения впечатлениями, частых болезней, нервных потрясений и других неблагоприятных условий жизни.

Как только вы заметили, что у ребенка возникают затруднения в построении фразы, сразу же перестаньте читать ему, рассказывать сказки, учить с ним стихи.
- Не давать слушать радио.
- Смотреть телепередачи, даже специально предназначенные для детей.
- Не водить ребенка в кино, цирк, в гости.
Необходимо временно как бы приостановить развитие ребенка.
Кроме того, при первых же признаках заикания установите для ребенка своеобразный «режим молчания» : не побуждать его к разговору, не обращайтесь к нему с вопросами, особенно касающимися прошедших событий.
Не спрашивайте, например, придя вечером с работы, что он ел днем, чем занимался, с кем гулял. А если он сам захочет что-то рассказать вам, тактично уйдите от разговора или, если он будет настаивать, предложите говорить шепотом- в этом случае заикание обычно не проявляется.

Но это не значит, что вы не должны сами говорить с ним. Нужно только особое внимание обратить на свою речь. Фразы должны быть короткими, отдельными друг от друга заметными паузами, чтобы ребенок мог вникнуть в смысл каждой из них. Говорить с ним нужно спокойно, ровно. Например: «Коленька проснулся… Будем одеваться… Наденем чистую рубашку… И застегнем пуговицы….Одну пуговицу застегнули…. Вторую застегнули….». Так можно рассказывать до тех пор, пока ребенок способен вслушиваться в вашу речь. Если же он начинает отвлекаться, прекратите рассказ, а затем при первом удобном случае возобновите снова. Говорить можно только о том, что происходит в данный момент, т.е. во время одевания- об одежде, во время умывания – о мыле, воде, полотенце.

Спустя какое- то время разрешите ребенку помогать закончить фразу.

Например: «Откроем….»,- говорите вы, а он заканчивает «кран». Если он произносит слова без запинок, начинайте задавать такие вопросы, на которые можно ответить одним словам. Чтобы ребенку было интересно, постарайтесь облечь разговор в форму игры. Желательно, чтобы в нем участвовали и другие взрослые. В таких случаях взрослые и ребенок должны отвечать, соблюдая очередность. Это поможет воспитывать у него выдержку, умение вовремя вступать в разговор, не опережать и не перебивать говорящего.

Если вы воспользуетесь этими рекомендациями, как только заметите, что у ребенка возникли запинки в речи, через некоторое время (3-4 месяца) она, по всей вероятности, нормализуется. Однако это не значит, что можно успокоиться. Говоря с ребенком, продолжайте следить за своей и его речью.

Если же заикание не поддается устранению этими методами, необходимо обратиться к логопеду, а также проконсультировать ребенка у психоневролога или невропатолога.
В нашей стране заикающимся детям дошкольного возраста логопедическая помощь оказывается в различных учреждениях системы здравоохранения и просвещения: в детских санаториях, отделениях при психоневрологических больницах, логопедических кабинетах детских поликлиник. Специальных детских садах, отдельных группах при учреждениях дошкольного образования.

Направляют в эти учреждения медико- педагогические комиссии, существующие при республиканских , областных, городских и районных психоневрологических больницах и при отделах народного образования (просвещения). Чтобы получить направление на медико- педагогическую комиссию, следует обращаться к психоневрологу и логопеду по месту жительства.

свернуть